Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
(старший дошкольный возраст)
В старшем возрасте игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточенности на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
При организации предметной среды в группе старшего возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Развивающая среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Эта среда изменчива, динамична, достаточно разнообразна.
(младший дошкольный возраст)
Наиболее важное достижение младшего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя, в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения, ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатели группы подбирают соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботятся о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозируют меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создают условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Предметная среда служит ребенку как информационный «банк знаний» и в то же время побуждает ребенка к выражению своих эмоций.
(подготовительная к школе группа)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Предметно-развивающая среда группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Используются материалы, активизирующие познавательную деятельность (развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций), стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животных и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
(средний дошкольный возраст)
Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличает потребность в ролевых взаимодействиях, игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры.
Основные достижения возраста связаны с: развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Дети средней группы любят обозначать свою игровую территорию, поэтому предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств.
(средний дошкольный возраст)
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах их жизни.
Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать, поэтому предметно-развивающая среда в группе организуется как «зоновая» - это центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности, в которых дети самостоятельно по желанию выбирают интересные дела. Предметно-развивающая среда групп создана так, что дети имеют возможность реализовать элементарные замыслы, творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
(старший дошкольный возраст)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, возрастает уровень познавательной активности.
Предметно-развивающая среда в старшей группе обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и двигательной деятельности, возможность выбора каждым ребенком деятельности по интересам, и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В организации среды предусматривается легкость трансформирования пространства детьми в соответствии с их интересами, используется полифункциональный материал, предусматривающий вариативность использования с учетом разнообразных детских замыслов, учитывается специфика гендерного воспитания – среда наполнена пособиями, соответствующими интересам девочек и мальчиков. В группе созданы условия для самостоятельной продуктивной деятельности (конструирования, рисования, лепки, аппликации и т.д.), и экспериментально-исследовательской деятельности, позволяющей детям познавать новые объекты окружающего мира, социума.
(подготовительная к школе группа)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Предметно-развивающая среда группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Используются материалы, активизирующие познавательную деятельность (развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций), стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животных и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
(средний дошкольный возраст)
Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличает потребность в ролевых взаимодействиях, игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры.
Основные достижения возраста связаны с: развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Дети средней группы любят обозначать свою игровую территорию, поэтому предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств.
(младший дошкольный возраст)
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Меняется вид взаимоотношений взрослого и ребенка в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду воспитатели организуют так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, поддержание образом животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная предметно-пространственная среда младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.